"Единственный вариант
разговора с людьми - это разговор честный"
(Интервью с Председателем Комитета Верховной Рады
по вопросам экономической политики, управления народным
хозяйством, собственности и инвестиций
Алексеем Костусевым)
- Представляется, что вновь сформированное
правительство обречено на сотрудничество с парламентом.
По вашему мнению, сможет ли оно избежать тех ошибок,
которые в результате привели к отставке Кабинета Виктора
Ющенко?
- Анатолий Кинах - человек,
во-первых, опытный, во-вторых, достаточно осторожный,
в-третьих, разумный. Кроме того, до назначения Премьер-министром
он работал в нашем комитете, был председателем подкомитета.
Одна из причин отставки
Ющенко в том, что лично Виктор Андреевич не сумел наладить
взаимодействие с парламентом, а те шаги, которые мы
делали навстречу правительству, оставались без ответа.
Думаю, что Анатолий Кинах постарается найти с парламентом
общий язык. И не правы те депутаты, которые говорят:
вот, мол, мы утвердили правительство, и от нас больше
ничего не требуется. Но ведь ещё надо утверждать программу.
Кроме того, и правительство, и Президент будут вносить
законы, без которых деятельность Кабинета не будет успешной.
Ещё я бы пожелал новому
правительству ориентировать свою работу на простого
человека. Дело в том, что когда я слушал отчёты предыдущего
премьера, то получалось, что цифры как бы сходятся,
рост какой-то есть, но когда где-нибудь в областях,
районах встречаешься с простыми людьми и рассказываешь
им, что жить они стали лучше, то это ничего кроме улыбки
не вызывает. А в конце концов критерий успешности работы
того или иного правительства заключается в том, станет
жизнь простых людей лучше или не станет. Если не станет,
то все эти цифры от лукавого.
Что на столе у простого
человека, сидит ли он в тепле или дрожит от холода,
есть ли электричество - это и есть высшая и основная
оценка работы правительства. И тем, кто его возглавил,
и тем, кто туда вошёл, об этом нельзя забывать ни на
миг.
- Как вы оцениваете деятельность
своего экономического комитета и в чём, по вашему мнению,
может заключаться предмет сотрудничества парламента
и, в частности, Комитета по экономической политике с
Кабинетом Министров?
- У нас есть целый ряд
законопроектов, над которыми мы работаем. Частично эта
работа завершена, и по итогам 2000 года через наш комитет
прошло законов больше, чем через любой другой комитет
Верховной Рады. Например, Таможенный кодекс. По нему
проведена колоссальная работа. Мы уже выносили Таможенный
кодекс в зал, но, к сожалению, коллеги не поддержали
его во втором чтении, хотя в процессе работы мы обработали
более тысячи предложений и замечаний народных депутатов.
Теперь мы снова вернулись к этому вопросу.
Это будет большой и серьёзный
проект, потому что он очень хорошо отработан: в проекте
учтены все соглашения, которые в этой области подписала
наша страна, он полностью адаптирован к законодательству
европейских стран.
Нам удалось результативно
поработать по процессу приватизации. Удалось сделать
то, чего не могли сделать долгие годы. В частности,
в прошлом году была принята программа приватизации на
3 года (раньше Верховная Рада не принимала такие программы
даже на год и их приходилось вводить указами Президента).
Кроме того, мы фактически создали новое приватизационное
законодательство. От старых законов остались только
названия - изменения были внесены более чем в половину
статей.
Прежде всего, был законодательно
закреплён переход приватизации на новый этап - продажу
исключительно за денежные средства и только стратегическому
инвестору. На продажу выставляются стратегически важные
объекты. Отработали также вопросы продажи объектов незавершенного
строительства. Приняли закон о перечне объектов, не
подлежащих приватизации. В первом чтении мы добились
существенного сокращения этого перечня.
Отдельно мы очень серьёзно
обсуждаем вопрос продажи государственного имущества
по заниженным ценам, в обход Фонда госимущества, в обход
закона о приватизации. Главная наша задача - внести
изменения в законы, чтобы сделать невозможными такие
факты, как продажа "Росавы" за 4,2 % номинальной
стоимости или пяти тепловых электростанций "Донбассэнерго"
за 207 млн грн при остаточной (!) балансовой стоимости
1 млрд 71 млн грн.
В целом комитет вышел
на определённый уровень в законодательной работе. Но
мы понимаем: принять закон, конечно, хорошо, однако
в таком комитете, как наш, должны ещё формироваться
основы государственной политики по ряду важнейших экономических
вопросов.
Например, у нас состоялись
слушания по поводу тарифов на коммунальные услуги, и
мы подготовили постановление Верховной Рады. И я назвал
бы его революционным. Речь идёт о том, что формирование
тарифов на ряд коммунальных платежей отдали местным
властям. А они устанавливают тарифы исходя не из обоснованных
норм, а с учётом своего затратного механизма. Как у
нас подсчитывают плату за воду? Исходят из того, что
в сутки на человека приходится 300 л (в Великобритании
- 150 л). У нас же так много выходит потому, что вода
вытекает через трубы, подтапливает дома, т. е. она не
доходит до квартир, а люди вынуждены за неё платить.
Точно также люди сегодня платят за холодные батареи
и за многое другое.
Нынешние тарифы явно завышены.
Они непосильны для многих граждан. И поэтому в постановлении
мы предусмотрели пункт: обязать Кабинет Министров в
месячный срок внести проект закона о списании задолженности
с семей, чей совокупный доход меньше совокупного прожиточного
минимума. Надо понимать, что люди просто не могут заплатить
эти деньги.
Мы в комитете также стараемся
сделать так, чтобы наша страна стала более привлекательной
для иностранных инвестиций. Мы добились принятия ряда
законов о свободных экономических зонах и территориях
приоритетного развития. При этом члены нашего комитета
постоянно отслеживают, где и как эти механизмы работают.
- Ваша личная позиция
по поводу первочередных задач правительства и работа
всего экономического комитета в полной мере перекликаются
с принципами, которые исповедуют партия и депутатская
группа "Трудовая Украина": свободная рыночная
экономика с постоянным учётом социального фактора. Группа
"Трудовая Украина" одна из самых дисциплинированных
в Верховной Раде. Каков ее подход к перечисленному Вами
комплексу экономических проблем?
- Должен сказать, что
действительно - то, что мы делаем в комитете, очень
близко целям нашей партии, тем более, что не один я
представляю в комитете "Трудовую Украину".
Что же касается дисциплины, то могу сказать одно: если
мы хотим заниматься конкретными делами, то всегда надо
исходить из следующих принципов: обсуждение - сообща,
ответственность - персональная, при принятии решения
высказываются все точки зрения, но когда решение принимается
- его исполняют.
У каждого из нас, конечно,
есть свои планы, позиции, но мы должны их подчинять
общим задачам, стоящим перед партией, особенно в связи
с приближающимися выборами. Команда - это когда существуют
какие-то общие правила игры, обязательные для всех членов
команды. Лично я 10 лет был беспартийным. Получал много
предложений вступить в ту или иную партию, даже сразу
возглавить партию или областную организацию, но был
очень осторожен и воздерживался.
Только в "Трудовой
Украине" я увидел команду людей молодых, честолюбивых,
мыслящих по основным вопросам так же, как я. Поэтому
я вступил в партию и об этом не жалею. Наоборот, очень
рад, что работаю в этой команде. Только так можно более
плодотворно работать, можно больше сделать для людей.
- Переходя к теме предстоящих
выборов, расскажите о ваших планах. Ещё до избрания
в парламент вы были очень известным человеком в Одессе,
много делаете для этого города и сейчас. В новую Верховную
Раду вы пойдете по списку или по округу?
- В 1998 году я был избран
по списку, но теперь решил идти по округу. Но я всегда
считал всю Одессу своим избирательным округом. Даже
не знаю, что отнимает больше времени - решение конкретных
вопросов там или работа здесь, в парламенте. В частности,
вместе с земляками я активно занимался формированием
бюджета. Дело в том, что Одесса по расходам на душу
населения из местного бюджета всегда была на последнем
месте в Украине. Мы считаем это несправедливым, потому
что по доходам, которые город и область дают в общую
копилку, они отнюдь не в конце списка.
По моему предложению в
бюджет отдельной строкой записали 10 млн на ремонт и
реконструкцию Одесского оперного театра.
Нам удалось отстоять сохранение
нулевой ставки НДС на транзит. Правда, она пока будет
действовать только до 1 января 2002 года. Если же НДС
на транзит будет введён полностью, то украинские ставки
окончательно станут неконкурентоспособными по сравнению
со ставками, которые предлагают наши соседи и коллеги
по СНД (Беларусь, Россия). Это обернётся и для страны
в целом и для Одесского региона в частности миллионными
и миллиардными убытками, тысячи людей останутся без
работы.
Эту проблему правительство
явно недооценивало. А мы должны в полной мере использовать
наше прекрасное географическое положение между Востоком
и Западом. Сейчас надо работать над возвращением тех
грузопотоков, которые уже ушли из Украины. Знаю, что
большую работу в этом направлении проводит Президент
Украины. Нам всем надо активнее ему помогать. В этом
залог наполнения бюджета и обеспечения многих тысяч
людей работой.
- Каждый политик, каждый
депутат думает о выборах и, естественно, в их преддверии
начинает действовать сообразно своему представлению
о том, что может понравиться избирателям, часто не учитывая
интересы государства. Нет ли опасности, что и многие
Ваши инициативы станут жертвами предвыборного политиканства?
- Эти опасения, к сожалению,
не беспочвенны. Действительно, есть часть депутатов,
которые открыто говорят: "Нам работать осталось
совсем мало, пора готовится к выборам, заканчивать работу".
Меня такая позиция просто возмущает, потому что работать
нам ещё целый год. Работа не завершается, работа в разгаре,
и я считаю, что добросовестный депутат никогда не начнёт
сворачивать работу над конкретными законопроектами и
переходить только на подготовку избирательной кампании.
Что касается популизма,
то это мощное оружие политиков. Многие его успешно используют.
Но я считаю нечестным обещать людям то, чего сделать
нельзя. И это не те методы, к которым буду прибегать
лично я и "Трудовая Украина". Наших людей
слишком много обманывали, они уже и так ничему не верят.
Я считаю, что единственный вариант разговора с людьми
- это разговор честный, абсолютно откровенный, когда
говорится: то-то мы сделали, то-то не смогли сделать
и почему, что мы хотим сделать, что на сегодня является
нашими приоритетами.
Прагматизм, здравый смысл,
экономический расчёт, откровенность, открытость - это
те слагаемые, которые "Трудовая Украина" будет
использовать в предвыборной кампании.
P. S. Постановлением Верховной Рады № 254-III от 21.06.2001 г. Алексей Костусев
был назначен Председателем Антимонопольного комитета при Верховной Раде Украины.
|