С. Л. Тигипко


     
:: Закон о выборах народных
     депутатов Украины


     
:: Выступление В.Литвина на
     съезде блока
     "За Единую Украину!"


     
:: Выступление С.Тигипко на
     съезде блока
     "За Единую Украину!"


     
:: Предвыборная программа
     блока "За Единую Украину!"


     
:: Избирательная гонка
УКР РУС   Написать нам Отправить другу
Добавить в избранное
НОВОСТИ - Бюллетень партии
Бюллетень партии Архив

"Единственный вариант разговора с людьми - это разговор честный"

(Интервью с Председателем Комитета Верховной Рады
по вопросам экономической политики, управления народным
хозяйством, собственности и инвестиций
Алексеем Костусевым
)

     - Представляется, что вновь сформированное правительство обречено на сотрудничество с парламентом. По вашему мнению, сможет ли оно избежать тех ошибок, которые в результате привели к отставке Кабинета Виктора Ющенко?
     - Анатолий Кинах - человек, во-первых, опытный, во-вторых, достаточно осторожный, в-третьих, разумный. Кроме того, до назначения Премьер-министром он работал в нашем комитете, был председателем подкомитета.
     Одна из причин отставки Ющенко в том, что лично Виктор Андреевич не сумел наладить взаимодействие с парламентом, а те шаги, которые мы делали навстречу правительству, оставались без ответа. Думаю, что Анатолий Кинах постарается найти с парламентом общий язык. И не правы те депутаты, которые говорят: вот, мол, мы утвердили правительство, и от нас больше ничего не требуется. Но ведь ещё надо утверждать программу. Кроме того, и правительство, и Президент будут вносить законы, без которых деятельность Кабинета не будет успешной.
     Ещё я бы пожелал новому правительству ориентировать свою работу на простого человека. Дело в том, что когда я слушал отчёты предыдущего премьера, то получалось, что цифры как бы сходятся, рост какой-то есть, но когда где-нибудь в областях, районах встречаешься с простыми людьми и рассказываешь им, что жить они стали лучше, то это ничего кроме улыбки не вызывает. А в конце концов критерий успешности работы того или иного правительства заключается в том, станет жизнь простых людей лучше или не станет. Если не станет, то все эти цифры от лукавого.
     Что на столе у простого человека, сидит ли он в тепле или дрожит от холода, есть ли электричество - это и есть высшая и основная оценка работы правительства. И тем, кто его возглавил, и тем, кто туда вошёл, об этом нельзя забывать ни на миг.
     - Как вы оцениваете деятельность своего экономического комитета и в чём, по вашему мнению, может заключаться предмет сотрудничества парламента и, в частности, Комитета по экономической политике с Кабинетом Министров?
     - У нас есть целый ряд законопроектов, над которыми мы работаем. Частично эта работа завершена, и по итогам 2000 года через наш комитет прошло законов больше, чем через любой другой комитет Верховной Рады. Например, Таможенный кодекс. По нему проведена колоссальная работа. Мы уже выносили Таможенный кодекс в зал, но, к сожалению, коллеги не поддержали его во втором чтении, хотя в процессе работы мы обработали более тысячи предложений и замечаний народных депутатов. Теперь мы снова вернулись к этому вопросу.
     Это будет большой и серьёзный проект, потому что он очень хорошо отработан: в проекте учтены все соглашения, которые в этой области подписала наша страна, он полностью адаптирован к законодательству европейских стран.
     Нам удалось результативно поработать по процессу приватизации. Удалось сделать то, чего не могли сделать долгие годы. В частности, в прошлом году была принята программа приватизации на 3 года (раньше Верховная Рада не принимала такие программы даже на год и их приходилось вводить указами Президента). Кроме того, мы фактически создали новое приватизационное законодательство. От старых законов остались только названия - изменения были внесены более чем в половину статей.
     Прежде всего, был законодательно закреплён переход приватизации на новый этап - продажу исключительно за денежные средства и только стратегическому инвестору. На продажу выставляются стратегически важные объекты. Отработали также вопросы продажи объектов незавершенного строительства. Приняли закон о перечне объектов, не подлежащих приватизации. В первом чтении мы добились существенного сокращения этого перечня.
     Отдельно мы очень серьёзно обсуждаем вопрос продажи государственного имущества по заниженным ценам, в обход Фонда госимущества, в обход закона о приватизации. Главная наша задача - внести изменения в законы, чтобы сделать невозможными такие факты, как продажа "Росавы" за 4,2 % номинальной стоимости или пяти тепловых электростанций "Донбассэнерго" за 207 млн грн при остаточной (!) балансовой стоимости 1 млрд 71 млн грн.
     В целом комитет вышел на определённый уровень в законодательной работе. Но мы понимаем: принять закон, конечно, хорошо, однако в таком комитете, как наш, должны ещё формироваться основы государственной политики по ряду важнейших экономических вопросов.
     Например, у нас состоялись слушания по поводу тарифов на коммунальные услуги, и мы подготовили постановление Верховной Рады. И я назвал бы его революционным. Речь идёт о том, что формирование тарифов на ряд коммунальных платежей отдали местным властям. А они устанавливают тарифы исходя не из обоснованных норм, а с учётом своего затратного механизма. Как у нас подсчитывают плату за воду? Исходят из того, что в сутки на человека приходится 300 л (в Великобритании - 150 л). У нас же так много выходит потому, что вода вытекает через трубы, подтапливает дома, т. е. она не доходит до квартир, а люди вынуждены за неё платить. Точно также люди сегодня платят за холодные батареи и за многое другое.
     Нынешние тарифы явно завышены. Они непосильны для многих граждан. И поэтому в постановлении мы предусмотрели пункт: обязать Кабинет Министров в месячный срок внести проект закона о списании задолженности с семей, чей совокупный доход меньше совокупного прожиточного минимума. Надо понимать, что люди просто не могут заплатить эти деньги.
     Мы в комитете также стараемся сделать так, чтобы наша страна стала более привлекательной для иностранных инвестиций. Мы добились принятия ряда законов о свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития. При этом члены нашего комитета постоянно отслеживают, где и как эти механизмы работают.
     - Ваша личная позиция по поводу первочередных задач правительства и работа всего экономического комитета в полной мере перекликаются с принципами, которые исповедуют партия и депутатская группа "Трудовая Украина": свободная рыночная экономика с постоянным учётом социального фактора. Группа "Трудовая Украина" одна из самых дисциплинированных в Верховной Раде. Каков ее подход к перечисленному Вами комплексу экономических проблем?
     - Должен сказать, что действительно - то, что мы делаем в комитете, очень близко целям нашей партии, тем более, что не один я представляю в комитете "Трудовую Украину". Что же касается дисциплины, то могу сказать одно: если мы хотим заниматься конкретными делами, то всегда надо исходить из следующих принципов: обсуждение - сообща, ответственность - персональная, при принятии решения высказываются все точки зрения, но когда решение принимается - его исполняют.
     У каждого из нас, конечно, есть свои планы, позиции, но мы должны их подчинять общим задачам, стоящим перед партией, особенно в связи с приближающимися выборами. Команда - это когда существуют какие-то общие правила игры, обязательные для всех членов команды. Лично я 10 лет был беспартийным. Получал много предложений вступить в ту или иную партию, даже сразу возглавить партию или областную организацию, но был очень осторожен и воздерживался.
     Только в "Трудовой Украине" я увидел команду людей молодых, честолюбивых, мыслящих по основным вопросам так же, как я. Поэтому я вступил в партию и об этом не жалею. Наоборот, очень рад, что работаю в этой команде. Только так можно более плодотворно работать, можно больше сделать для людей.
     - Переходя к теме предстоящих выборов, расскажите о ваших планах. Ещё до избрания в парламент вы были очень известным человеком в Одессе, много делаете для этого города и сейчас. В новую Верховную Раду вы пойдете по списку или по округу?
     - В 1998 году я был избран по списку, но теперь решил идти по округу. Но я всегда считал всю Одессу своим избирательным округом. Даже не знаю, что отнимает больше времени - решение конкретных вопросов там или работа здесь, в парламенте. В частности, вместе с земляками я активно занимался формированием бюджета. Дело в том, что Одесса по расходам на душу населения из местного бюджета всегда была на последнем месте в Украине. Мы считаем это несправедливым, потому что по доходам, которые город и область дают в общую копилку, они отнюдь не в конце списка.
     По моему предложению в бюджет отдельной строкой записали 10 млн на ремонт и реконструкцию Одесского оперного театра.
     Нам удалось отстоять сохранение нулевой ставки НДС на транзит. Правда, она пока будет действовать только до 1 января 2002 года. Если же НДС на транзит будет введён полностью, то украинские ставки окончательно станут неконкурентоспособными по сравнению со ставками, которые предлагают наши соседи и коллеги по СНД (Беларусь, Россия). Это обернётся и для страны в целом и для Одесского региона в частности миллионными и миллиардными убытками, тысячи людей останутся без работы.
     Эту проблему правительство явно недооценивало. А мы должны в полной мере использовать наше прекрасное географическое положение между Востоком и Западом. Сейчас надо работать над возвращением тех грузопотоков, которые уже ушли из Украины. Знаю, что большую работу в этом направлении проводит Президент Украины. Нам всем надо активнее ему помогать. В этом залог наполнения бюджета и обеспечения многих тысяч людей работой.
     - Каждый политик, каждый депутат думает о выборах и, естественно, в их преддверии начинает действовать сообразно своему представлению о том, что может понравиться избирателям, часто не учитывая интересы государства. Нет ли опасности, что и многие Ваши инициативы станут жертвами предвыборного политиканства?
     - Эти опасения, к сожалению, не беспочвенны. Действительно, есть часть депутатов, которые открыто говорят: "Нам работать осталось совсем мало, пора готовится к выборам, заканчивать работу". Меня такая позиция просто возмущает, потому что работать нам ещё целый год. Работа не завершается, работа в разгаре, и я считаю, что добросовестный депутат никогда не начнёт сворачивать работу над конкретными законопроектами и переходить только на подготовку избирательной кампании.
     Что касается популизма, то это мощное оружие политиков. Многие его успешно используют. Но я считаю нечестным обещать людям то, чего сделать нельзя. И это не те методы, к которым буду прибегать лично я и "Трудовая Украина". Наших людей слишком много обманывали, они уже и так ничему не верят. Я считаю, что единственный вариант разговора с людьми - это разговор честный, абсолютно откровенный, когда говорится: то-то мы сделали, то-то не смогли сделать и почему, что мы хотим сделать, что на сегодня является нашими приоритетами.
     Прагматизм, здравый смысл, экономический расчёт, откровенность, открытость - это те слагаемые, которые "Трудовая Украина" будет использовать в предвыборной кампании.

P. S. Постановлением Верховной Рады № 254-III от 21.06.2001 г. Алексей Костусев был назначен Председателем Антимонопольного комитета при Верховной Раде Украины.

 

 

О партии  Региональные организации  Новости  Фракция в ВР
Общественная жизнь  Выборы  Обратная связь  Карта сайта